Не дай себя нафаршировать: спам – съедобный и несъедобный

Средние века. Принц ждет письмо от принцессы. На третий день прилетает голубь с бумажкой на лапке. Принц читает: «Кую мечи. Недорого». Опять спам!.. В действительности первое нежелательное рекламное сообщение появилось 3 мая 1978 года.

Это было письмо от производителя электротехники. Его зарегистрировали в сети ARPAnet (INTERnet еще не изобрели). Получателями были смешные 400 человек. Сегодняшний спам – более 100 млрд посланий. Каждый день.

Куча денег — это просто!
Настоящим кошмаром навязчивая рассылка писем стала в 1990-е годы. Тогда же за «электронным мусором» закрепилось его название: spam. Сначала это слово указывало только на еду. Spiced ham («острая ветчина»), или просто SPAM писали на консервах с колбасным фаршем из свинины. Они были в ходу в США и Великобритании во время Второй мировой войны. Их и после нее осталось немало. Но срок годности консервов истекал. И тогда производитель свиного фарша развернул агрессивную рекламную компанию. Четыре буквы писали на бортах общественного транспорта, на домах и билбордах, о фарше рассказывали в газетах и по радио. В пятиминутном телешоу «Монти Пайтон» слово spam прозвучало 108 раз. Наконец, в 1993-м системный администратор USEnet Джоэл Фер украл у «колбасников» их бренд. Он был хороший сисадмин. Про таких говорят: «сидит без дела, потому что у него все настроено и работает». Но «сидеть без дела» уже было нельзя: спам не позволял. В USEnet появился рекламщик финансовой пирамиды. Его письма начинались так: «Заработай кучу денег!»

Спам-фильтр — в голове
«Кучу денег» на спаме зарабатывают только спамеры. Они непрерывно креативят. Большой куш сорвали знаменитыми «нигерийскими письмами» (хотя отправляли их не только из Нигерии). Миллионам людей приходили сообщения: умер ваш дальний родственник и оставил вам наследство. Чтобы его получить, отправьте такую-то сумму на оформление документов. Письмо нередко начиняли вредоносной ссылкой. В результате компьютер становился частью бот-сети и слал письма втайне от своего хозяина. Об этом напомнил гендиректор агентства «Р-Техно» Роман Ромачев:


«Сейчас среди видов мошеннического спама появились якобы «последние сообщения от Всемирной организации здравоохранения» о помощи в борьбе с коронавирусом. Конечно, у провайдеров есть умные спам-фильтры. Но надо включать и свою голову, так как мошенники все равно пробиваются с «подарками». Даже если это только маркетинговый спам, советую не переходить по ссылкам ни на какие сайты. Они тоже могут использоваться для навязывания услуг, о которых вы не просили».

Если верить мировой статистике, почти 85% всех электронных сообщений в интернете это спам: старый добрый «фарш». С какой бы целью он ни распространялся, не дай себя нафаршировать.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik

Роман В. Ромачев