За инсайд будут наказывать

Олег Глухих

Возможно, в скором будущем в России за корыстное использование служебной информации будут наказывать. Соответствующий законопроект рассматривают в Госдуме. На его подготовку потратили не один год. По мнению специалистов, такой закон для рынка необходим. Но накануне экспертный совет «Единой России» решил, что выносить документ на голосование ещё рано. Сначала надо поработать над формулировками, а также сузить круг тех, кого можно признать нарушителем. Если бы закон был принят в нынешнем виде, то обвинить в корыстном использовании служебной информации можно было любого работающего человека.

Когда-то раньше это называлось служебной информацией, теперь коротко — «инсайд». Сведения, которые могли бы в одно мгновение обогатить людей посвящённых, а кого-то разорить. За корыстное использование такой информации новый законопроект предлагает наказание вплоть до семи лет лишения свободы. Предложение уже поступило на рассмотрение в нижнюю палату. Законопроект о борьбе с недобросовестными инсайдерами пережил не один созыв Госдумы. Начали его готовить ещё в 99-м году, с 2002-го несколько раз безуспешно пытались провести в парламенте. Отклоняли проект обычно с одной формулировкой: закон неготов и недоработан. Новый вариант также вызывает много споров.

«Призываю к большой осторожности. Сейчас маленькая победа одержана. Я тут говорил с представителями малого бизнеса, они говорят, что их, в терминах нашего президента, только меньше стали кошмарить, поэтому у них дела пошли лучше», — сказал член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев.

В США, где инсайдерская торговля — одно из самых частых преступлений, такой термин появился ещё в 1934 году. В Европе с инсайдом начали бороться в восьмидесятые. Новый закон, который готовят к рассмотрению в Госдуме, называется «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Только в отличие от Запада, в России долго не могли сформулировать точное понятие инсайда.

«Инсайдерская информация — это нераскрытая достоверная информация, которая может повлиять на цены финансового и товарного рынка. Где оппоненты увидели неопределённость понятия? На наш взгляд это оптимальное определение», — отметил заместитель главы Федеральной службы по финансовым рынкам Александр Синенко.

Самый классический пример инсайда. В американском штате Техас в 1964 году во время горных работ несколько инженеров обнаружили огромные залежи минералов. Недолго думая вице-президент компании «Техас Гальф Сальпфо» купил 3 тысячи акций и вскоре заработал на разнице курсов 150 тысяч долларов, за что ответил перед судом. Этот инцидент повлёк ужесточение законодательства. Российских злостных и нерадивых инсайдеров тоже предлагают наказывать более жёстко.

«До 1 миллиона — административная ответственность, 1 миллион и свыше — расценивается как уголовное преступление. За манипуляцию штрафы: для граждан — 3-5 миллионов рублей, должностные лица — 30-50 миллионов рублей или дисквалификация на 2 года. Юридические лица от 700 рублей до 1 миллиона», — сообщил Александр Синенко.

Ещё одно понятие — манипуляция рынком. И самый распространённый тому пример. Группа людей — участников финансового рынка — продаёт друг другу акции одного и того же предприятия. Ценные бумаги фактически ходят по кругу, а стоимость их повышается искусственно раз за разом. Потом акции продаются постороннему участнику, уверенному в стабильном росте котировок. С принятием закона недобросовестным игрокам придётся возместить весь ущерб, а также понести административную и, не исключено, уголовную ответственность. Главное — не сделать ошибки: кто виноват, а кто чист.

«Надо более чётко определить, чтобы подозрение не могло упасть на случайного человека. Не то вся информация у нас станет инсайдом!» — заявил член Совета Федерации Сергей Иванов.

О том, что надо быть осторожнее, принимая новый закон и ужесточая меры, говорили многие участники обсуждения.

«Сначала надо этот проект обкатать на практике, не вводя жёстких мер», — предложил заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Ростислав Кокорев.

В Государственной думе не все согласны с этой правительственной инициативой. Комитет по законодательству вынес своё заключение — «законопроект вступает в противоречие с действующими законодательными актами». Вместо создания нового особого закона глава комитета Павел Крашенинников предложил обойтись исправлением ряда действующих. На экспертном совете генсовета «Единой России» решили — проект необходимо доработать перед первым чтением в Думе — чтобы избежать возможных злоупотреблений уже со стороны контролирующих органов

http://www.vesti.ru/doc.html?id=261990

Роман В. Ромачев