Свой среди чужих

На экономическую контрразведку крупные компании в России вынуждены тратить не менее 10 процентов от всех расходов

Михаил Фалалеев, Нина Кострецова

45 процентов фирм нанимают специально обученных людей, чтобы следить за своими сотрудниками, надеясь таким образом избежать внутрикорпоративного обмана. Такова общемировая статистика. В России же это делают едва ли не больше всех — 63 процента россий ских компаний.

Таковы результаты нового международного исследования консалтинговой компании "Грант Торнтон", опросившей 7800 руководителей предприятий в 34 странах мира.

Руководителей компаний, опасающихся напороться на подложенную своими же сотрудниками свинью, больше всего в Северной Америке. Здесь считается обычной практикой содержать штат специалистов, отвечающих за выявление и пресечение мошенничества внутри фирмы. Если рассматривать каждую страну отдельно, то на первом месте оказались Филиппины, где в 72 процентах случаев предприниматели подтвердили, что держат на контроле деятельность своих сотрудников, и Мексика — 71 процент.

Среди борцов с корпоративным обманом Россия заняла третье место. Как ни странно, больше всего фирм, предпринимающих меры против мошенников, в Перми (74 процента), меньше всего — в Москве и Санкт-Петербурге (по 56 процентов в каждом из городов).

Эксперты уверены, что столь высокие показатели вовсе не означают, что отечественные предприниматели страдают от мошенников чаще, чем, к примеру, их коллеги из развитых европейских стран. "Любовь к службам безопасности — это традиция, берущая начало в 90-х годах, когда половина российского бизнеса была криминальная, а вторая половина защищалась от криминала, — уверен директор департамента корпоративных финансов "Грант Торнтон" Иван Сапронов. — У российских предпринимателей вообще большая любовь к службам безопасности и личной охране. Не думаю, что это связано с какой-то повышенной опасностью и уж тем более с опасностью большей по масштабу, чем в развитых западных странах".

Тем не менее, как показал опрос, получать подножку от своих сотрудников предпринимателям приходится все чаще. Более 12 процентов компаний в мире за последний год усилили меры по борьбе с работниками, которые незаконно завладевают активами и ресурсами компании или превышают служебные полномочия. Самый большой прирост подобных случаев в США и Канаде. А самые честные сотрудники работают в Дании, Вьетнаме и Сингапуре.

Нина Кострецова

подробности

Выявление инсайдеров, то есть "засланных казачков", ворующих коммерческие тайны для конкурентов, становится уже чуть ли не главной функцией служб безопасности частных компаний. Такая защита обходится в круглую сумму. Но излишне самоуверенные предприниматели, экономящие на безопасности, чаще всего становятся жертвами рейдерских захватов, считают в МВД.

Именно поэтому в крупные частные структуры безопасности предпочитают нанимать профессионалов из "бывших" — офицеров-пенсионеров всех видов разведки и контрразведки, уголовного розыска, следователей прокуратуры, оперативников спецслужб, дипломированных юристов и адвокатов. Опыт бойцов спецназа здесь не очень востребован.

— Слово "инсайд" оставьте для юристов и депутатов. Мы говорим более понятно и по-своему честно — разведка, вербовка, предательство, атака. Если корректно — акция, — рассказал корреспонденту "Российской газеты" источник в одной из охранных структур крупной компании.

Корреспондент "РГ" держал в руках внутренние инструкции некоторых частных служб безопасности. Терминология в них — без особых изысков, все предельно откровенно: речь идет о безопасности бизнеса, конкурентной разведке, экономической разведке, деловой разведке, бизнес-разведке. Профессионалы эти нюансы различают весьма тонко. Скажем, деловая разведка — это в принципе не враждебные, а перестраховочные действия. Бизнесмен зондирует всю информацию о партнере, с которым заключает сделку, — надежен ли он, нет ли "подводных камней". Конкурентная разведка — это попытка получить информацию, которая позволит кого-то обыграть на рынке.

Понятно, что и уголовное наказание за каждое из деяний — разное: за разглашение секретных сведений об экономическом потенциале страны можно сесть лет на десять в любой стране. За "внутриконкурентную борьбу" дают на порядок ниже.

Есть и более дипломатичные формулировки этой деятельности — экономический консалтинг, предоставление услуг информационно-аналитического характера.

Насколько велик размах тайной частной войны, свидетельствуют цифры. Во Всероссийском научно-исследовательском институте МВД корреспонденту "РГ" сообщили, что в Западной Европе фирмы на общую безопасность тратят 15-20 процентов от стоимости охраняемых ценностей. При этом только на охрану своих коммерческих секретов германские, французские или британские бизнесмены платят до четверти стоимости всех расходов на производство. И считают, что игра стоит свеч.

Наши деловые люди пока скромнее — их затраты на охрану бизнес-тайн в среднем — 10-15 процентов от всех расходов. В крупной компании это до десяти миллионов "американских денег", в средней — десятки миллионов рублей.

Источник "РГ" в охранной структуре крупной нефтегазовой компании утверждает, что если эти затраты ниже или хотя бы равны 10 процентам, то такая охрана просто неэффективна и фирма скоро и уверенно разорится.

Среднюю стоимость собственной спецслужбы можно приблизительно подсчитать. Для крупной энергетической, добывающей или производственной компании это порядка десятка миллионов долларов. Столько же тратят банки, чтобы защититься от финансовых мошенников. Что важно: речь идет не только о хакерах, но и о "тонких знатоках" бух учета.

Для очень солидной коммерческой фирмы копеечная экономия затем оборачивается миллионными убытками. Более того, несколько десятков крупных предприятий с миллионными оборотами в долларовом исчислении разорились только из-за своего непонимания важности экономической контрразведки. О более "скромных" вряд ли стоит вспоминать.

Действительно, только охранники нефтяных компаний ежегодно спасают для акционеров сотни миллионов долларов. Причем это не только и не столько предотвращенные хищения "неучтенных" топливных цистерн, а то и эшелонов, врезки криминальных умельцев в нефтепроводы, махинации слишком продвинутых менеджеров, бухгалтеров, страховых агентов или компьютерных гениев. Самое опасное — происки конкурентов, причем далеко не всегда — отечественных. Не случайно большинство служб безопасности крупнейших российских компаний тесно сотрудничают с государственными спецслужбами. Впрочем, в этом они неоригинальны — все без исключения охранные агентства Запада — нештатные филиалы национальных разведок.

Не очень, мягко говоря, большая фирма может нанять единовременно частную структуру. Стоить это будет примерно 1400 долларов за разработку индивидуальной концепции безопасности. Консалтинг в кризисной ситуации обойдется в 900 долларов. Корпоративное расследование — дороже, в зависимости от конкретной ситуации. Например, слежка за человеком — 200 долларов в час. Работа с документами — поиск по информационным базам, посещение архивов, нотариусов и прочих чиновников — около 500 долларов в сутки. Но, как подчеркивают специалисты, такие "одноразовые впрыскивания" в схему безопасности играют лишь временную роль — устраняют сиюминутную опасность, а постоянная — остается.

По исследованиям ВНИИ МВД 66,6 процента руководителей российских предприятий предпочитают иметь собственные службы безопасности. Услугами независимых ЧОПов пользуются 25,1 процента бизнесменов. И только 8,3 процента считают, что обойдутся без всякой защиты. Кстати, по мнению аналитиков МВД, именно такие, излишне самоуверенные, предприниматели становятся чаще всего жертвами рейдерских атак. Ведь такого рода шпионаж все чаще преследует одну цель — захват имущества.

Чем занимаются службы безопасности частных предприятий?

Самое главное и дорогое — установка следящей, подслушивающей аппаратуры.

Проверка персонала на детекторах лжи. Правда, любой служащий имеет законное право отказаться от такой проверки. Но при этом его легко могут лишить работы — причина всегда найдется.

Охрана обязана проверить всю подноготную сотрудника компании — где учился, работал, почему уволился, с кем живешь и общаешься. Не дай бог, с сотрудниками конкурентов…

Очень важно — вредные привычки и пороки. Повод для вражеской вербовки!

Изучается материальная ситуация — долги, кредиты, проигрыши, финансовые и прочие обязательства.

Михаил Фалалеев

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4751 от 16 сентября 2008 г.
http://www.rg.ru/2008/09/16/insayder.html

———————————————————technical links———————————————————

http://market.it2b.ru/shop/CID_48.html

http://p-texho.ru/?act=list&page=1371

Роман В. Ромачев