Кейс по конкурентной разведке. Андрей Масалович. Запчасти к вертолетам в открытых источниках

Источник: http://yushchuk.livejournal.com/239431.html?thread=484167

Андрей Масалович разрешил опубликовать этот материал. Это из материала, не вошедшего в статью в  Форбс.
Автор текста — Ольга Попова (Ольга — автор статьи в Forbes Russia о Конкурентной разведке  «Шпион, которого никто не ищет«).

Я далек от проблематики, описанной в материале Ольги, т.к. моя сфера работыКонкурентная разведка в интересах бизнеса. Однако алгоритм поиска информации по открытым источникам этот материал показывает очень хорошо.
И не менее хорошо он показывает, что технические решения — абсолютно вторичны, по отношению к аналитическому мышлению. Нажимать кнопки умеют все. Найти нужную кнопку — это определенное искусство.

Далее — непосредственно текст Ольги Поповой, по материалам Андрея Масаловича, который я даю с его прямого разрешения:

«Вот рассказ, который не вошел в статью, но мне очень нравится.

Еще одна задачка, чтоб вы поняли, что такое конкурентная разведка.

Реально горжусь – задача трехнедельной давности. В Грузии сбивали вертолеты российского производства, в которых стоят свежие запчасти – также российского производства. Понятно, что Россия Грузии запчасти не продает. Как они туда попали?
Рособоронэкспорт волнуется: помогите нам. Гипотезы ровно полторы. Была гипотеза Чехия, но они уже распродали все, что у них было. Остается один источник — Украина.

Смотрим,действительно они даже не отрицают, у них даже Рада собиралась: на два миллиарда напродавали, пора делиться. Но это не доказательная база, хотя гипотеза, похоже, справедливая. Но откуда у Украины свежие запчасти?

Начинаю говорить со специалистами.
Во-первых, выясняется, что боевые маневры требуют ресурсов, запчасти надо часто менять.
Во-вторых, по вертолетам стреляют из крупнокалиберных пулеметов, повреждая чаще всего заднюю часть, и редуктор. Ремонтируют редукторы Ми-8 и Ми-24 в единственном месте – на Урале. Поскольку это деталь двойного применения, на каждую есть формуляр. Соответственно, нахожу в интернете пачку формуляров на запчасти, которые были отремонтированы на Урале и пошли в Украину.
Один источник я нашел. Теперь надо понять, где они всплывут. Для этого нужно прикинуть портрет того, кто сбывает детали.
Какие бы они ни были беспредельщики, они не станут торговать через тамошний Рособоронэкспорт. Скорее всего, будет делать фирма. Какая? Маленькая, свеженькая, во главе руководитель – бывший или текущий работник спецслужб, обладающий экспортной лицензией – под видом продажи банок с томатами.

Теперь осталось понять, где они тусуются. Скорее всего, на задворках какого-нибудь интернет-магазина, где есть закрытый раздел для торговцев оружием. Чем они могут там хвастаться? Не будут же писать: «я продаю ворованные запчасти к российским вертолетам». Это недальновидно.

Начинаю размышлять: есть вещи, которыми они не боятся друг перед другом хвастаться. К примеру, это израильский беспилотник, поскольку Израиль их производит, но сам не очень продает. Ведь беспилотник не покупают для того, чтоб летать над соседским огородом. Беспилотник покупают для того, чтобы нарушать воздушное пространство других стран. Соответственно, Израиль с удовольствием их продает, но не сам, а через посредников. Посредники их пиарят, никаких законов они не нарушают. Соответственно начинаю искать, где тусуется народ: мне нужен человек с Украины, который бы торговал израильскими беспилотниками.
Выходя на клиента, он скажет уже в конфиденциальной обстановке, что у него есть еще и запчасти. Вы будете смеяться: интернет-магазин (назовем его tratata.com). Там есть раздел, где можно набрать «беспилотник Израиль». Продавец -маленькая фирма с Украины из Одессы, пять человек в штате, пробиваю руководителя – 15 лет назад закончил Высшее командное училище имени Фрунзе, потом 10 лет провел в Германии. Фирма сразу получила экспортную лицензию Украины. Наш клиент.

Дальше влезаю к ним на сервер, сервер такой же дырявый, как все другие, нахожу формуляр, что они за границу за 220 тыс долларов продают редуктор ВР-14, прошедший ремонт на Урале.

Формуляр выглядит примерно так (внимание: это просто вариант формуляра, а не тот конкретный формуляр, который был в описываемой задаче — как пояснил Андрей Масалович, предоставив этот скриншот): 

На уральском формуляре, соответствующем этому номеру, указан номер вертолета, который по официальным данным летает над Крымом. На самом деле, его везут на склад в Одессу. Сколько времени у меня заняло это задание? Неделю я ходил офигевал. Я не знал, как подступиться. Примерно день работал и примерно полчаса работал эффективно».

Роман В. Ромачев