Сколько нужно финразведок

У нас она одна, а в некоторых странах — сотни

Анатолий Шаповалов

В результате деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу доходы российских граждан, их расходы и контакты с банками становятся все более прозрачными для властей. Главным орудием борьбы является банковский надзор, который, по словам главы службы Виктора Зубкова, означает пристальное наблюдение со стороны банка за своими клиентами.
 
По новому российскому закону банк обязан информировать финразведку и правоохранительные органы в случае, если сумма денег, внесенная клиентом на счет, превышает 20 тысяч долларов.

В России информация о незаконности сделки подтверждается в восьми из 100 случаев.

Ряд аналитиков считает, что российские власти перегибают палку в контроле за средствами граждан. А как обстоит дело в других странах?

В Польше, например, не одна финансовая разведка, а множество — это в основном частные компании сродни нашим частным сыщикам. За предпринимателями еще как подсматривают. Иначе нельзя: бизнес должен иметь широко понимаемую, прежде всего надежную защиту.

Не в пример плановой рыночная экономика разбудила предпринимательскую энергию. В стране действуют около 2,5 миллиона хозяйственных субъектов. Примерно треть из них становятся банкротами. Взамен возникают новые, в том числе и те, кто предлагает «обязательно выбить долги», предоставить интересующую информацию о клиентах, партнерах, конкурентах. Безопасность в сделках, бесспорно, самый востребованный товар, хотя далеко не все предприниматели понимают, что экономическая разведка только лишь смягчает, но не исключает риск в бизнесе.

У нынешних разведок почти полувековая родословная. В предвоенной буржуазной Польше действовало более 50 отечественных и зарубежных экономических разведок.

После падения социализма первая экономическая разведка «Инфонет» возникла в Польской хозяйственной палате. Затем такие службы стали создавать банки, угольные, металлургические концерны. Как на дрожжах начали возникать небольшие специализированные фирмы, бюро. В деятельность по сбору торговой информации с головой окунулся и ряд бывших полицейских, прежде занимавшихся расследованием экономических преступлений. Вскоре свои филиалы открыли пять зарубежных фирм.

Польская экономическая разведка тоже руководствуется принципом — сбор информации должен быть явным, легальным, то есть «включать только те данные, которые не являются торговой, технологической и стратегической тайной фирмы». В соответствии с торговым кодексом сами фирмы обязаны такую информацию указывать в судебных реестрах, с которыми может каждый ознакомиться. Однако проблема в том, что только половина фирм обновляет данные об акциях, финансовых итогах, составе управленческого аппарата и т.д. Остальное, в том числе и конфиденциально, должны добывать, как их называют, агенты в белом, хотя они и не имеют для этого соответствующих полномочий.

Сначала кредитные репортеры — их еще так называют — посещают фирму, где, чего греха таить, далеко не всегда их встречают с распростертыми руками. Обязательно изучение официальных материалов, в том числе и опубликованных в печати. Если их окажется недостаточно, не исключено и подглядывание в замочную скважину, о чем агенты, естественно, не любят распространяться. Но что поделаешь: клиент хочет знать, употребляет ли владелец той или иной фирмы, например, алкоголь.

Наилучшие клиенты, например «Инфонет», — постоянные, имеющие абонемент: банки, международные промышленные корпорации, фирмы с серьезным участием иностранного капитала. Нет недостатка и в приватных заказчиках, тех, кто собирается внести деньги в строительно-жилищную корпорацию, фирму по найму рабочих и т.д.

Немало заказов на счет возвращения долгов. Вступительный взнос — 80 долларов за польский долг, 150 — за иностранный. Затем оплата за саму работу: чем долг старше, тем выше процент.

Проще добывать информацию о зарубежных фирмах. Стоит только обратиться с запросом в экономическую разведку, скажем, США. Сложнее обстоят дела со странами Восточной и Центральной Европы, в постсоветских государствах. Украина, например, воспринимает любой запрос с подозрением в антишпионские штыки. Россия, напротив, доброжелательно относится к обращениям из-за рубежа, предоставляя необходимую информацию. Единственный пробивной довод экономических разведок сводится к следующему: если вы утаите информацию о своей фирме, то это тотчас же будет зафиксировано в базе данных, а далее окажется в отчетах, что, разумеется, подорвет ваш престиж.

Опасение фирм, желающих оставаться непрозрачными, а то и вовсе закрытыми, в общем-то можно понять. Случается, что информация, добытая экономической разведкой, может служить шантажу либо преступным целям. Полагаться в этом случае следует на интуицию. Как всегда, не подведут осторожность и осмотрительность.

Опубликовано в РГ-Бизнес N456 от 20 апреля 2004 г.

Роман В. Ромачев