После кризиса Россию может ждать новый всплеск мошенничества

Макеева Лариса (Finam.ru)

С приходом экономического кризиса мошенничество расцвело с новой силой. Причем в самых разных сферах: банки жалуются на нерадивых заемщиков, руководство компаний — на рост мошенничества со стороны сотрудников и менеджеров высшего звена. Наиболее излюбленными секторами для корпоративного мошенничества являются финансовые расчеты, инвестиционные проекты и «поощрения» за торговые операции с контрагентами.

В странах Западной Европы число компаний, которые зафиксировали значительные случаи мошенничества в последние два года, выросло с 10% до 21%, говорится в 11-м международном исследовании по вопросам управления рисками мошенничества компании «Эрнст энд Янг». Уровень мошенничества остается внушительным и в странах Латинской Америки (21%), Ближнего Востока и Африки (18%). В России за этот период со значительными случаями мошенничества столкнулись 10% опрошенных респондентов, что ниже, чем в других странах Центральной и Восточной Европы (14% в среднем) и в мире (16%). Относительно низкие показатели в России Иван Рютов, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель отдела услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях в СНГ, связывает скорее с незнанием ситуации. «Только 4% респондентов в мире ответили, что не знают о случаях значительного мошенничества, тогда как в России таких оказалось 16%», — замечает эксперт.

После  кризиса Россию может ждать новый всплеск мошенничества

По мере восстановления мировой экономики многие компании ориентируются на рост, которого можно достичь путем выхода на новые рынки или приобретения активов. Поскольку реализация данных планов сопряжена со многими рисками, например, с коррупцией, эксперты советуют тщательно изучать активы, намеченные для приобретения. Кроме того, 48% опрошенных Ernst&Young руководителей юридических отделов опасаются конкуренции, сопряженной с поиском возможностей для роста, 45% полагают, что в ближайшие 1,5 года вопрос защиты данных приобретет еще большее значение.

Несмотря на то, что российские респонденты отмечали случаи мошенничества, произошедшие в их компаниях, в полтора раза ниже иностранных коллег, уверенность в способности российских компаний эффективно расследовать и предотвращать случаи злоупотребления вызывает сомнения, — отмечает Иван Рютов. — Наличие эффективных средств противодействия, таких как четко структурированный и формализованный процесс расследования, последовательные дисциплинарные меры, вовлечение совета директоров в российских компаниях отмечалось в среднем втрое реже, чем за рубежом, что вызывает беспокойство у руководителей российских компаний».

Банки, обеспокоенные ростом плохих долгов, стараются пристально следить и за своими сотрудниками, ведь многие преступные схемы мошенники проворачивают с помощью самих клерков. По статистике, от 5% до 15% сотрудников любой организации ориентированы на мошенничество, а при наличии стимула их количество может увеличиться до 50-60%. И если в кризис, по словам г-на Рютова, число мошенничеств со стороны сотрудников зачастую было продиктовано снижением заработной платы при сохранении прежних объемов работы, то после кризиса, по мере восстановления экономики, для мошенничества открываются новые горизонты.

И хотя, как завил в своем выступлении на конференции, посвященной снижению кредитных рисков и борьбе с мошенниичеством гендиректор «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин, банки оказались в таком положении во многом по своей вине, «слишком сильно закрутив гайки», искать решение проблем все равно необходимо.

«Каждый банк самостоятельно определяет для себя, что понимать под мошенничеством, — рассказывает Владислав Гужелев, начальник управления противодействия мошенничеству «Хоум Кредит энд Финанс Банк». — В нашем банке под этим подразумеваются все те действия, что в результате приводят к неплатежам. Например, просрочку по кредиту 90+1 день мы уже можем отнести к факту мошенничества».

По мере эволюции мошеннических схем банкам приходится тратить все больше сил и средств на поддержание безопасности. Сильную поддержку банкам могли бы оказать базы данных, что находятся в распоряжении госорганов, говорит руководитель Центрального каталога кредитных историй Борис Воронин. Однако, «пробить» такую поддержку законодательно в ближайшее время банкам вряд ли удастся, а те базы данных, доступ к которым имеется на официальных сайтах госорганов, зачастую содержат устаревшие сведения. Так, например, еще в сентябре потерянный в июле паспорт значится как действующий на сайте Федеральной миграционной службы.

Дабы не ждать помощи извне, представители банков предлагают объединяться и действовать сообща. В качестве возможной модели взаимодействия предлагается межбанковский обмен информацией на базе бюро кредитных историй. Первые бюро кредитных историй появились в России в 2004 году. На данный момент в стране действуют уже 33 бюро кредитных историй с общим объемом информации в 100 млн записей.

Помимо общей базы данных представители служб безопасности банков предлагают своим коллегам помощь в сборе и анализе информации, основанную на собственных достижениях в исследовании биометрических данных. Такой анализ, по их мнению, позволяет сохранить время, повысить эффективность работы и главное, существенно сократить кредитные риски для банков.

Роман В. Ромачев