Большинство мошеннических кол-центров находятся в украинском Днепре

В 2020 году их насчитывалось там больше тысячи. В этом году число снизилось, но подобные центры существуют во многих городах Украины. Причины — хорошее владение русским языком у населения и разная правовая юрисдикция, осложняющая наказание мошенников.

«Столица» телефонного мошенничества — украинский город Днепр, заявил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов в эфире YouTube-канала «Соловьев Live».

По словам банкира, в конце прошлого года эксперты насчитали в этом городе почти 1 тысячу кол-центров. Сейчас их там около 150, но подобные центры есть во многих городах Украины, отметил Кузнецов.

Он также рассказал, что телефонные мошенники «перетекли» от клиентов Сбербанка к клиентам других кредитных организаций и что в этом году у мошенников новый тренд — представляться сотрудниками правоохранительных органов.

С чем связаны такие изменения и почему именно Днепр оказался в центре преступного кибербизнеса, комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:

— Почему так? Этому есть логическое объяснение. В принципе могут они безнаказанно работать, потому что нет никакого сотрудничества правоохранительных и специальных служб, поэтому если вы работаете достаточно близко от России и есть достаточно много сотрудников, которые говорят на русском языке практически без акцента, то Днепр, Восточная Украина — это достаточно удачный регион. Ну, например, почему сейчас стали действовать в том числе от лица полиции и прокуратуры, здесь тоже есть логическое объяснение с точки зрения социальной инженерии, то есть для того чтобы ваш собеседник вошел к вам в доверие, во-первых, вы ему создали проблему достаточно быстро, вы ему сказали, что с «вашего» счета утекли деньги, вот пока вас испугали, что у вас ушли деньги, необходимо жертву добить. Поэтому вторым звонком либо сотрудника Центробанка, либо от прокуратуры, либо от полиции предлагают вам решение, соответственно, многие на это ведутся.

— Также [Кузнецов] говорит, что и МВД, и Центробанк фиксируют факты телефонного мошенничества, при этом в «Сбере», напротив, с начала года фиксируется сокращение числа атак на клиентов.

— Потому что из большой массы клиентов «Сбера» они уже многих отработали, повторно разводить тех, кого уже развели, крайне тяжело. Поэтому они переключились на клиентов других банков, это во-первых. А во-вторых, участились утечки из других банков, что тоже является дополнительной информацией для мошенников. Поэтому тут, если вы являетесь клиентом банка и в конце первой сотни списка, не факт, что вам не позвонят, скорее всего, вам тоже будут звонить и вам будут выдавать ту информацию, которую они знают, но узнать они могут многое и попытаются этим самым войти к вам в доверие.

Журналист украинского портала «Страна.ua» рассказал в своем материале, как пытался устроиться в один из мошеннических кол-центров в Киеве. По его словам, «устроиться совсем нетрудно». Все, что нужно, — это грамотная речь, свободное знание русского языка и минимальные навыки работы с ПК.

На собеседовании при приеме на работу ему сказали, что нужно обзванивать жителей России, представляясь сотрудниками «Сбера», и что «украсть у банка не страшно», так как банковские карты людей застрахованы.

У мошенников, по словам журналиста, также есть план заработка за день — 200 тысяч рублей, при этом «у компаний-мошенников есть свои службы безопасности», которые проверяют новых сотрудников.

bfm.ru/news/482797

Роман В. Ромачев