Как управлять откатами в компании

on
Платить откаты, чтобы получить контракт, - плохо. Но так уж устроен российский бизнес, что "благодарить" партнеров приходится. Что такое грамотная система контроля за откатами? Как эта система может защитить сотрудника и компанию? И как она должна работать? Разбирается Антон Монин. Статья подготовлена при содействии writing-консультанта Саши Карепиной и участников вебинара "Статья на раз-два-три".
Представьте: вам нужно "пропихнуть" свою продукцию в компанию, где, как вы знаете, "не подмажешь - не поедешь". Кто же сейчас и где этого не делает?! Вот две ситуации из реальной практики, которые происходят потом. Ситуация первая. В одной торговой компании поймали чересчур зарвавшегося закупщика и вместо того, чтобы замять дело по-тихому, завели на него уголовное дело. Вот только по этому же уголовному делу "паровозиком" пошли и его контрагенты - те, кто ему откаты платил. Случай пока уникальный, но возможный. Ситуация вторая. В крупной ИТ компании во время очередной аттестации решили "прижать" слишком ленивого, по мнению руководителя, менеджера по работе с клиентами. И дабы вынудить его уйти "по собственному желанию", в процессе аттестации уменьшили ему оклад вполовину. Реакция менеджера удивила всех. Он заявил, что и на таких условиях готов остаться работать, поскольку, дескать, его прожиточный минимум и так гораздо больше оклада, так что уменьшение его в два раза ситуацию принципиально не изменит… Выходит, что основная проблема руководителей коммерческих фирм в России в настоящий момент не в том "давать или не давать", а "как давать, чтобы свои не воровали и чтобы никому за это ничего не было". Прежде чем вы будете читать статью дальше, я предупреждаю вас, что откат является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным статьей 204 УК РФ. Читая текст дальше, вы соглашаетесь с тем, что автор не призывает вас давать откаты лично, использовать практику откатов для организации коммерческих дел в вашей организации, а также обучать давать откаты ваших подчиненных. Вся статья является лишь гипотетическим рассуждением на тему "А что было бы, если бы откаты в России прочно вошли в деловой обиход". Итак, представьте ситуацию, когда откаты являются нормой вашего бизнеса. Какие проблемы вы как руководитель при этом получаете: откаты снижают маржинальную прибыль сделок, и это влияет на общую рентабельность. В результате откатов некоторые сделки могут стать совершенно невыгодными для компании; вашим менеджерам становится проще сразу предложить откат, чем проводить качественную продажу и предварительное исследование клиента; ваши менеджеры могут начать "пилить" откаты, то есть часть денег, якобы предназначенных клиенту, брать себе в карман; вы и ваши сотрудники рискуете быть обвиненными по статье 204 УК РФ, упомянутой выше; ваши сотрудники, передающие деньги, подвергаются риску при передаче крупных наличных сумм денег. Чтобы избежать этих и других возможных проблем, необходимо выстраивать специальную систему работы с откатами внутри фирмы - их учета, расчета, передачи и контроля. Что такое грамотная система контроля за откатами? Это система, которая: (а) защищает компанию и сотрудников от уголовного преследования; (б) ограничивает применение откатов только теми случаями, когда это действительно необходимо; (в) удерживает размер откатов в рамках рентабельности; (г) обеспечивает прозрачность всех случаев отката для руководства компании. Как же система может защитить сотрудника и компанию? Такую возможность дает Примечание к ст. 204 УК РФ, освобождающее вашего менеджера от уголовной ответственности, "если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело". Разумеется, вы не собираетесь доносить об откате, иначе он теряет коммерческий смысл, но данное положение дает вам возможность обезопасить своих сотрудников. За счет чего можно ограничить случаи отката, а в ситуациях, когда откат необходим, удержать его размер в рамках рентабельности? Здесь помогает организация грамотного маркетинга. Она включает в себя тщательную предварительную разведку и последовательное ведение переговоров. В ходе разведки выясняются состав и отношения в группе закупки на предприятиях, пути влияния ее членов на ход сделки. Как можно обеспечить прозрачность процесса для руководства и избежать случаев "распила" отката сотрудниками? Здесь помогает принцип двойного контроля, когда ни одно действие не производится сотрудниками в одиночку. Теперь, когда мы обсудили, из чего состоит грамотная система контроля за откатами, давайте посмотрим, как она могла бы работать. Еще раз подчеркнем умозрительность наших рассуждений. Ведь мы предполагаем, что ни вы, ни ваши сотрудники откатов предлагать сами не будете. Следовательно, это вашего сотрудника вынуждают дать откат. А вы противодействуете этому. Во-первых, менеджер обязан провести качественную коммерческую разведку компании потенциального клиента. Разведка включает в себя поиск ответов на вопросы по каждому члену группы закупки: Личные качества? Как он связан с другими? Как он влияет на принятие решения? Как он может нам помочь? Как он может помешать? Каковы его интересы в данной сделке? Отчет по коммерческой разведке оформляется менеджером по установленной форме. Во-вторых, факт вымогательства отката менеджер фиксирует должностной запиской на имя своего непосредственного руководства. Образец докладной записки предварительно согласуется с юристом. В-третьих, к докладной записке менеджер прилагает форму расчета бюджета сделки. В этой формуле он должен показать, что наличие отката не снизит рентабельность сделки ниже допустимого минимума. В-четвертых, к дальнейшим переговорам по откатам должен привлекаться руководитель менеджера. Он вместе с менеджером выясняет, кто именно, по каким причинам и на каких основаниях в группе закупок вымогает откат. Обоснованность отката должна быть тщательно проверена. Следует отметить, что есть два подхода - когда откат требует тот, кто может помочь проведению сделки, и тот, кто может не мешать ее проведению. Мой совет - полагаться только на тех, кто может помочь заключению сделки. Это более надежно и выгоднее в долгосрочной перспективе. А самое главное - необходимо стремиться, чтобы откат в организации получал только один человек! В-пятых, окончательное решение о проведении сделки с откатом должен принимать вышестоящий начальник после проверки всех документов паспорта сделки, отчетов менеджера, его начальника, формы расчетов, обоснования. В-шестых, передачу денег должен осуществлять доверенный человек руководителя организации (например, сотрудник КРУ или службы безопасности) в присутствии менеджера. Обратите внимание также, что часто можно оформить откат, особенно если он регулярный, в виде официальной выплаты по договору подряда или агентскому договору. И помните главное: давать откаты плохо и неправильно. Лучше научиться работать, грамотно используя все возможности коммерческих переговоров. Источник: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-32997.htm
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Google Bookmarks Digg Закладки Yandex Zakladok.net Reddit delicious БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru

Добавить комментарий