ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОСЕТИНСКОЙ ВОЙНЫ

on
Отрывки из статьи Автор: Самвел Мартиросян, 18 Сентября 2008 Источник: http://www.noravank.am/ru/?page=theme&thid=5&nid=1362 Война в Осетии стала показательной в плане ведения информационных мероприятий со стороны всех вовлеченных в конфликт сторон. С учетом того, что боевые действия начались сравнительно неожиданно и длились всего несколько дней, плотность информационной войны оказалась крайне высокой, что привело к привлечению огромных средств. В целом в работе на внешнего получателя грузинская сторона работала более эффективно, так как российская пропаганда по своей форме и сути была направлена больше на внутреннего пользователя. Так, уже после указывалось на то, что грузинская сторона рассылала свои пресс-релизы в самые отдаленные уголки планеты, в то время как Москва рассчитывала на традиционные пути распространения материалов через новостные агентства. Вброс дезинформации С учетом скоротечности боевых действий, обе стороны практически полностью дезинформировали относительно потерь среди своего личного состава, войск противника, жертв среди мирного населения и т.д. В течение войны обе стороны оперативно выдавали информацию об уничтожении огромных воинских подразделений противника. Так, появилась информация о том, что грузинским войскам удалось с самого начала окружить и полностью уничтожить чеченский батальон «Восток», с российской же стороны о том же батальоне давались репортажи совсем другого рода: как грузины бежали, просто услышав по рации чеченскую речь и т.д. Так как сторонам приходилось оперативно реагировать, то пропагандистские службы часто ошибались. Так, российская сторона несколько дней давала постоянное количество погибших среди своих военнослужащих, затем цифры увеличились в несколько раз, а окончательный итог неожиданно оказался меньше. С грузинской же стороны пытались сделать акцент на погибших среди мирных жителей, в то время как боевые потери старательно не афишировались, не вывешивались именные списки. Отдельное сражение шло и продолжает идти вокруг числа погибших среди мирных осетин. Российская сторона в течение двух дней повышала количество жертв, дав окончательную цифру в более чем 2 тыс. человек погибшими. В то же время грузинская сторона продолжала использовать отчет правозащитной организации Human Rights Watch, которая говорила о нескольких десятках жертв, данные о которых были точно проверены. Уже в конце августа Генпрокуратура РФ заявила «о 1692 людях — погибших и 1500 раненых в результате грузинской агрессии». Использование пропагандистских визуальных материалов Обе стороны активно использовали на пользовательском уровне плакаты, карикатуры, направленные в основном на дискредитацию противника. Как показал опыт, реализации пропагандистских материалов, направленных на поднятие боевого духа армии и гражданского населения требует больших сроков, нежели нескольких дней. В связи с этим, в основном использовались визуальные образы, которые должны были дискредитировать противника, показать его негативные стороны. Наиболее распространенными, например, в отношении России оказался образ медведя, особенно в использовании западной прессы. Примечательно, что обе стороны использовали параллели с фашизмом – наиболее популярными стали портреты Саакашвили, Путина и Медведева с гитлеровскими усиками и прической. О том, насколько важной оказалась визуализация информации и пропагандистских материалов, можно судить по тому, как обсуждалось разрушение Цхинвали. При первых сообщениях российской стороны (а ранее – осетинских информационных порталов) говорилось о том, что город практически полностью разрушен. Постепенно сообщения о Цхинвали стали менять тон, и далее говорилось о масштабных разрушениях, причиненных авиацией и артиллерией. Позднее российская сторона признала, что полностью разрушено порядка 10% зданий в Цхинвали, а еще 20% разрушены частично. Президент Южной Осетии со своей стороны открыто признал, что осетинская армия полностью разрушила грузинские населенные пункты, которые находились на территории республики. Однако эти новости обсуждались не столь активно, не вызывали столько комментариев, сколько шума вызвал спутниковый снимок Цхинвали и прилегающих населенных пунктов, опубликованный международной организацией UNOSAT. Эксперты организации постарались сделать оценку разрушений и отметить уничтоженные полностью или частично здания. Снимок приводил примерно к тем же выводам, о чем признались российская и осетинская стороны. При этом оценки спутниковой фотографии вызвали много споров, так как этим способом невозможно оценить ущерб, нанесенный тем зданиям, которые полностью не уничтожены. Большой ажиотаж вызвали также фотографии агентства Reuters, на которых были изображены жертвы среди мирного населения после бомбардировок города Гори российской авиацией. Российские пользователи интернета и журналисты обвинили агентство в подаче лживых постановочных фото. В сеть было вброшено ложное интервью автора фотографий, якобы данное радиостанции «Эхо Москвы». Скандал оказался столь сильным, что Reuters вынуждено было заявить о проведении внутреннего расследования и публикации материалов по этому поводу. Несмотря на это, сомнения относительно подлинности фотографий у российской стороны остались. Российская сторона через блоги своих журналистов выдавала огромное количество фотографий развороченной грузинской техники, изуродованных тел солдат и т.д. Еще больший эффект по сравнению с фотографиями имели видеоматериалы. В этой войне очень активно использовались видеосервисы, в особенности Youtube и Rutube. Атаки на новостные ресурсы Основную часть пропаганды обе стороны конфликта сливали на внешнюю аудиторию посредством интернета: через новостные и аналитические порталы, а также социальные сети, блоги и форумы. Грузинская сторона, естественно, не имела никакого прямого воздействия на внешнюю аудиторию через телевизионные каналы, в то время как Россия использовала факт трансляции своих каналов в странах СНГ, а также в самой Грузии. Тбилиси перекрыл этот источник российской пропаганды внутри страны, прекратив вещание российских каналов. В то же время западные телеканалы успешно сыграли роль рупора грузинской точки зрения в определенных вопросах. Интерес к событиям в регионе оказался огромным. Так, агентство «Новости-Грузия», ссылаясь на исследовательскую группу Excellence in Journalism, базирующуюся в Вашингтоне и отслеживающую новостные потоки, сообщила, что конфликт в Грузии вокруг Южной Осетии стал главной темой мировых новостей в августе, «отодвинув» на второе место даже Олимпийские игры в Пекине, сообщила в понедельник По данным исследования, за неделю, с 11 по 17 августа, 26% времени в объеме всего эфира крупнейших мировых СМИ были посвящены конфликту. Его освещали больше, чем Олимпийские игры в Пекине, и гораздо больше, чем скандал в США, разразившийся в связи с тем, что экс-кандидат в президенты США Джон Эдвардс признался во внебрачной связи. А по данным Rasmussen Reports, примерно 80% жителей США внимательно следили за новостями из зоны российско-грузинского конфликта. Однако для внутреннего пользования и тем более для психологического давления на противника использовался интернет. С самого начала войны началась массированная атака на грузинские новостные и официальные сайты. Например, были взломаны сайты президента и МИД Грузии, на которых были размещены фотоколлажи, дискредитирующие Михаила Саакашвили, сравнивающие его с Адольфом Гитлером. МИД Грузии был вынужден перейти на блог, чтобы выкладывать на нем пресс-релизы. Удары по новостным ресурсам оказались столь широкими, что под атакой оказался и российский сайт «РИА-Новости», так как на его сервере находился сайт грузинского подразделения агентства http://newsgeorgia.ru. Грузинская сторона в свою очередь вела атаки на российские серверы. В атаках на новостные ресурсы с обеих сторон использовались не только хакерские, но и социальные группы. Так, атаки, схожие по своей деятельности с DDoS, проводились не только с помощью ботнетов, то есть сетей зараженных зомби-компьютеров. Десятки и сотни пользователей размещали на своих компьютерах простые программы либо применяли довольно примитивные инструкции, которые рассылались специалистами для того, чтобы препятствовать нормальной работе новостных порталов противника. Грузинская сторона довольно оперативно закрыла для своих пользователей доступ к российскому сегменту интернета. Однако фильтрация не коснулась ряда ресурсов, в частности – блогосферы, которая на порядок увеличила свою активность. Посещаемость наиболее информативных блогов увеличилась в разы. Кроме того, блоги стали использоваться как особый род альтернативного пропагандистского медиа. Так, появился блог Алана Кочиева, руководителя Международного направления организации «Новые люди», лидера Международной молодежной ассамблеи – http://rupor-naroda.livejournal.com/. Примечательно, что регистрируется он 3 августа, а первая запись в нем появляется 4 августа. После этого он позиционируется (не только через другие блоги, но и через российские СМИ) как дневник осетина, который с автоматом в руках воюет в Цхинвали. Через блоги информировали о происходящем очевидцы. Кроме того, многие журналисты, которые работали на передовой, вели свои блоги, и туда попадало много материалов, которые не доходили до публикаций. Именно через блоги и форумы публиковалось огромное количество фотографий, которые не попадали в прессу вследствие их чрезмерной жестокости. Интернет использовался сторонами и весьма неординарно. Так, грузинская сторона разместила на сервисе Google Maps на спутниковой карте Грузии закладки, которые при нажатии раскрывали пользователям интервью беженцев из районов, оккупированных российской армией. Иностранные PR-советники В ряде западных издания появилась информация о том, что грузинские власти пользовались услугами специалистов лоббистов и пиарщиков, которые должны были обеспечивать информационную составляющую противостояния с Россией. Так, в частности, российские СМИ распространяли материал из шведского издания Аftonbladet о том, что против Кремля со стороны Грузии работала компания Aspect Consulting, в частности ее представитель Патрик Ворм (Patrick Worm). Штаб-квартира компании находится в Брюсселе и принадлежит Джеймсу Ханту. По данным издания Aspect Consulting, компания работает на президента Саакашвили с ноября прошлого года. Ранее среди клиентов компании были такие крупные транснациональные гиганты, как Exxon, Bridgestone и Akzo Nobel. На правительство Саакашвили работали также компании Scheunemann & Associates и Orion Strategies LLC, которыми руководит Рэнди Шунеман (Randy Scheunemann), который являлся официальным лоббистом Грузии и одновременно – советником Джона Маккейна.
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Google Bookmarks Digg Закладки Yandex Zakladok.net Reddit delicious БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru

Добавить комментарий